FAQ | Поиск | Пользователи | Группы
Московское время -
Электроэнергетика США вплоть до 1970-х годов.
 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.
Список форумов Ногинск - Неофициальный Сайт Ногинского Района (hchp.ru) -> История, общество и политика
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Sattana
Звезда
Звезда


Зарегистрирован: 02.05.2006
Сообщения: 290
Откуда: Иванисово

СообщениеДобавлено: Пн Июн 26, 2006 10:30 pm
СообщениеЗаголовок сообщения: Электроэнергетика США вплоть до 1970-х годов.
Ответить с цитатой

Вплоть до начала 1970-х гг. электроэнергетика США развивалась достаточно стабильно. Растущий спрос удовлетворялся исключительно коммунальными энергокомпаниями.
Основываясь на прогнозе объема спроса на данной территории, коммунальная компания вкладывала средства в новые мощности, чтобы стабильно удовлетворять потребности населения и промышленности в электроэнергии. Создание новых мощностей финансировалось за счет заемных средств и лишь частично - из накопленной прибыли. Для включения расходов на обслуживание долга в тарифы инвестиционные планы компании требовали утверждения регулирующим органом. С момента ввода новых объектов в эксплуатацию они включались в реестр активов компании (rate base), на основе которого рассчитывался тариф (rate). В тарифе, помимо расходов, связанных с покрытием долгов компании и операционных издержек, предусматривалась составляющая для возврата вложенного капитала и нормированная прибыль на вложенный капитал (rate of return). Такой принцип тарифообразования приводил к тому, что энергокомпании стремились инвестировать максимум средств, так как чем больше было объектов в реестре активов компании и чем выше их стоимость, тем больше была сумма возврата на вложенный капитал. При этом риск, связанный с инвестициями, ложился на потребителей.
Ситуация развивалась вполне благополучно в условиях роста спроса на электроэнергию и невысоких цен на топливо. Однако в случае отставания динамики потребления от прогнозной требовалось существенное увеличение тарифов (чтобы энергокомпания смогла рассчитаться по долгам), которое еще больше снижало спрос, что, в свою очередь, требовало дальнейшего повышения тарифов и замораживания части инвестиционных проектов. Возникал эффект снежного кома, который мог обернуться дефолтами и банкротствами. Подобная ситуация стала складываться с начала 1970-х гг. на фоне ряда других факторов, осложнявших положение энергокомпаний:

массовые отключения в северо-восточном регионе в 1965 г. повысили требования к надежности энергосистем;
принятый в 1970 г. закон "О чистом воздухе" установил новые экологические ограничения, и в дальнейшем вопросы охраны окружающей среды приобретали все большее значение, что привело к увеличению расходов энергокомпаний;
нефтяное эмбарго, установленное в 1973 г. Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с временным запретом на продажу нефти Соединенным Штатам, вызвало резкое повышение цен на топливо;
на фоне высокой инфляции в несколько раз повысились процентные ставки;
во второй половине 1970-х гг. последовал новый нефтяной кризис, вызванный событиями в Иране;
из прогнозов мировых запасов ископаемого топлива следовало, что повышение цен на энергоносители продолжится (в конце 1970-х гг. долгосрочный прогноз цен на нефть составлял 70-80 долл. за баррель).
В результате затраты энергокомпаний увеличивались, в то время как рост спроса на электроэнергию прекратился, а в некоторых случаях стал снижаться. В конце концов это подтолкнуло государство к корректировке энергетической политики.
В 1978 г. Конгресс США принял Национальный энергетический акт (National Energy Act of 1978 - NEA), целью которого было повышение энергетической устойчивости экономики и снижение ее зависимости от зарубежных энергоносителей.
Для этого NEA стимулировал изменения в структуре энергобаланса в пользу альтернативных и возобновляемых источников энергии. Акт включал пять законов, среди которых наибольший интерес с точки зрения реформирования отрасли представляет закон "О регулировании коммунальных энергокомпаний" (Public Utility Regulatory Policies Act of 1978 - PURPA).
Для стимулирования структурных изменений закон поощрял раз-витие так называемых независимых производителей электроэнергии (Independent Power Producers - IPP), которые должны были стать альтернативой увеличению мощностей коммунальных энергокомпаний. Выделялась особая категория независимых производителей электроэнергии - квалифицированные производители (Qualified Facilities - QF), удовлетворяющие определенным тре-бованиям к структуре собственности и эффективности и соответствующие функциональным критериям, которые установлены регулирующим органом. Таким производителям было позволено продавать оптом электроэнергию местной коммунальной компании по цене, рассчитанной на основе устраненных затрат. В отличие от традиционного ценообразования, основанного на издержках реального производства, устраненные затраты определяются исходя из расходов, которые потребовались бы в случае создания и функционирования новой генерирующей мощности, работающей, как правило, на дорогом топливе - мазуте.
Этот бизнес оказался крайне выгодным в силу целого ряда причин:

закон гарантировал сбыт независимым производителям: местная компания была обязана покупать у них электроэнергию;
договоры заключались на длительные сроки (10 и более лет);
норма прибыли QF была очень высокой, поскольку цена договора нередко оказывалась завышенной (она определялась на базе пессимистических прогнозов стоимости топлива), в то время как реальные издержки у новых электростанций были ниже, чем у многих традиционных генераторов;
банки охотно ссужали деньги под проекты QF на выгодных условиях, не случайно в структуре уставного капитала большинства вновь создаваемых QF основную долю составлял заемный капитал.
В результате независимое производство электроэнергии стало очень прибыльным бизнесом, на базе которого возникли некоторые крупнейшие энергетические компании, такие как AES.
Позднее Конгресс дополнительно стимулировал развитие независимых производителей электроэнергии, сняв для них ряд бухгалтерских и финансовых ограничений, затруднявших выход на рынок, и урезав полномочия регулирующих органов.
Развитию независимого производства электроэнергии способствовал и технологический прогресс в сфере генерации, прежде всего газотурбинной. Новые технологии, пришедшие из авиационной и космической промышленности, позволяли создавать новые источники энергии (в основном газовые турбины комбинированного цикла), конкурентоспособные даже без тех льгот, которые законодательство предоставляло независимым производителям.
Технический прогресс был удачно дополнен изменениями в законодательстве. Произошла переоценка запасов природного газа вследствие открытия и начала промышленного освоения ряда его крупных месторождений в разных регионах мира. Это способствовало либерализации цен на газ и снятию законодательных ограничений на его использование для генерации электроэнергии.
Следующим важнейшим импуль-сом к развитию нового сектора энергетики, альтернативного коммунальным энергокомпаниям, стало принятие в 1992 г. закона "Об энергетической политике" (Energy Policy Act of 1992 - EPAct). Закон ввел новую категорию так называемых исключаемых оптовых производителей (exempt wholesale generators - EWG), которые исключались из сферы действия закона "О коммунальных энергокомпаниях холдингового типа" в части географических, корпоративных и других ограничений, т. е. не считались коммунальными компаниями. EWG не владеют сетями, не занимаются розничной продажей электроэнергии, а лишь поставляют ее оптом. Закон разрешил EWG продавать электроэнергию напрямую крупным потребителям или энергокомпаниям по договорным ценам. Закон также обязал владельцев сетей предоставлять EWG доступ к ним по разумным ценам. Таким образом, исключаемые оптовые производители стали субъектами конкурентных отношений: они получили право устанавливать рыночные цены на электроэнергию и лишились гарантированного сбыта своей продукции (коммунальные энергокомпании не были обязаны покупать у них электроэнергию).
Упомянутые правовые акты и ряд других документов фактически стимулировали разделение видов деятельности в электроэнергетике США. Наряду с традиционными для американской отрасли вертикально интегрированными структурами стали развиваться независимые частные компании, специализирующиеся на генерации. Этот сектор оптовых поставщиков электроэнергии интенсивно расширялся: только за 1994-1997 гг. независимые производители электроэнергии в США построили порядка 150 ГВт новых генерирующих мощностей, главным образом газотурбинных.
В итоге, если к началу 1990-х гг. на долю некоммунальных производителей электроэнергии приходилось 5-6% установленной мощности генерации, то на сегодняшний день - порядка трети. Тем самым происходит обособление генерации в самостоятельный вид деятельности, которое осуществляется постепенно, "эволюционным" путем.
Похожий процесс стихийного обо-собления затрагивает другой потенциально конкурентный вид деятельности - сбыт электроэнергии, который также развивается вместе с оптовыми рынками. На протяжении последних 10 лет объем торговли, осуществляемой специализированными сбытовыми компаниями, вырос на несколько порядков.
В 1990-е гг. процесс разделения видов деятельности получил еще одно содержание. Изменения в регулировании отрасли, происходящие с этого времени, направлены на функциональное обособление и централизацию в пределах отдельных регионов таких естественно-монопольных функций, как передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление.
Среди важнейших задач, решаемых в этой связи регулирующим органом, - обеспечение недискриминационного доступа субъектов отрасли к инфраструктуре передачи электроэнергии. Дело в том, что со времени появления независимых производителей электроэнергии коммунальные энергокомпании нередко ограничивали им доступ к сетям. С принятием закона "Об энергетической политике" FERC получила формальное право обязывать коммунальные компании предоставлять свою передающую инфраструктуру независимым производителям. Однако этого оказалось недостаточно, и в апреле 1996 г. FERC издала два базовых для сегодняшней электроэнергетики США документа: приказы № 888 и 889.
С тех пор все коммунальные энергокомпании, владеющие магистральными сетями, должны были установить стандарты предоставления услуг по передаче, включая стандартные (равные для собственных и независимых генерирующих объектов) условия доступа к магистральным сетям и тарифы на передачу. Кроме того, в соответствии с приказом № 889 в январе 1997 г. была введена в действие информационная система открытого доступа в режиме реального времени (Open Access Same-Time Information System - OASIS) - Интернет-ресурс, содержащий регулярно обновляемые данные о пропускной способности сетей, ее резервах, дополнительных услугах и тарифах на передачу. OASIS позволяет в интерактивном режиме просчитывать допустимость и стоимость передачи мощности в зависимости от вводных условий сделки.
Другим средством, способствующим недискриминационному доступу к передающей инфраструктуре, стало обособление передачи электроэнергии от прочих функций. Приказ FERC № 888 установил возможность добровольной передачи управления передающими сетями коммунальных компаний независимым системным операторам - НСО (Independent System Operator - ISO). В приказе также содержалось требование об установлении вертикально интегрированными коммунальными компаниями отдельных тарифов на электроэнергию, услуги по передаче электроэнергии и системные услуги.
В начале 2000 г. вступил в силу приказ FERC № 2000, который предусматривал функциональное разделение видов деятельности, точнее выделение передачи электроэнергии в самостоятельную структуру, управляющую магистральными сетями данного региона, - региональную передающую организацию, РПО (Regional Transmission Organization - RTO). Предполагалось сделать это по инициативе самих коммунальных энергокомпаний, которые должны представить предложения по формированию РПО. При этом принцип добровольности заключался в том, что FERC сама не очерчивала географические границы функционирования РПО.
В дальнейшем требования о разделении видов деятельности и обеспечении недискриминационного доступа дополнялись и ужесточались. Так, в июле 2003 г. FERC предложила стандартные условия подключения генерирующих объектов к передающей сети. В ноябре того же года вышел приказ FERC, регламентирующий взаимоотношения собственников передающих сетей (коммунальных компаний) со своими аффилированными структурами в энергетике. В последние годы принимались и другие документы, усилившие антимонопольные ограничения и, по сути, перекрывшие лазейки для злоупотреблений коммунальными компаниями своим контролем над сетями передачи.
Таким образом, модель разделения видов деятельности, формируемая в США, допускает совмещение оперативно-диспетчерского управления с управлением магистральными сетями (в этом случае функции НСО и РПО совмещаются), а также функциями оператора оптового рынка. Тем самым развивается инфраструктурная основа для функционирования конкурентных рынков электроэнергии.
В настоящее время в США действуют либо находятся в разной стадии формирования ряд конкурентных региональных и межрегиональных оптовых рынков электроэнергии. В соответствии с законом "Об электроэнергетике" полномочиями государственного регулирования оптовой торговли электроэнергией наделена FERC. На практике FERC допускает свободное ценообразование на оптовом рынке, если деятельность компаний не требует антимонопольных ограничений. Чтобы использовать механизм свободного ценообразования, компании должны подавать заявки на такое право в FERC. К середине 1990-х гг. Комиссией были одобрены заявки около 100 оптовых поставщиков, а к началу нынешнего десятилетия их число приблизилось к 900, при этом крупнейшей группой поставщиков стали независимые генерирующие компании. Таким образом, в сфере оптовой торговли рыночное ценообразование вытеснило практику установления тарифов на основе издержек и стало преобладающим.
Изменения в структуре отрасли и механизмах ценообразования способствовали развитию в США ряда оптовых рынков электроэнергии (см. рисунок). Эти рынки существенно различаются по охвату (один или несколько соседних штатов), структуре рынка, составу участников и, наконец, условиям функционирования, принятым стандартам и механизмам торговли - от регулируемого тарифообразования и полной монополизации продажи электроэнергии (например, на юго-востоке США) до конкурентного рынка, включающего биржевую и дистанционную торговлю в режиме реального времени и нерегулируемые двусторонние контракты (северо-восток страны). Сегодня сформированные и формирующиеся конкурентные оптовые рынки охватывают территорию, на которой проживает порядка 70% населения страны.
Формирование организованных2 конкурентных оптовых рынков электроэнергии в США и Канаде
До недавнего времени не было выработано единых требований к конструкции и функционированию рынков. К примеру, отсутствовали обязательные для выполнения стандарты надежности, в ряде регионов не создавались рыночные механизмы балансирования и т. п. Сильно различались и оптовые цены. Такая ситуация, наряду с кризисами энергоснабжения, которые случились в начале текущего десятилетия в разных регионах (прежде всего кризис в Калифорнии в 2000-2001 гг. и массовые отключения в августе 2003 г. в северо-восточной части США, на Среднем Западе и в Канаде) заставили федеральные власти искать способы унификации условий на оптовых рынках и ограничения монопольных злоупотреблений. В этой связи в последние два года был утвержден ряд документов, задающих рамочные условия функционирования оптовых рынков:
1. В апреле 2003 г. FERC выпустила Белую книгу - платформу оптового рынка электроэнергии, которая представляла собой декларацию о намерениях регулирующего органа в отношении развития оптового рынка.
2. В декабре 2003 г. вступили в силу Стандарты рыночного поведения, принятые FERC и представлявшие собой набор ограничений антимонопольного характера, которые участники рынка должны были добровольно соблюдать, чтобы сохранить право торговать электроэнергией по рыночным ценам.
3. К началу 2005 г. были также дополнены стандарты раскрытия информации участниками рынка.


Справка
Коммунальные энергокомпании - это частные, государственные, муниципальные компании или кооперативы, которые могут заниматься производством, передачей и сбытом электроэнергии для нужд сторонних потребителей. Как и во многих других странах, в США коммунальные энергокомпании нередко являются локальными монополиями в своем географическом регионе. В обмен на такие монопольные права коммунальная компания обязана оказывать услуги потребителям в объеме их спроса при условии, что потребители готовы платить по регулируемому государством тарифу.
В США менее 1/3 из более чем 3000 коммунальных компаний занимаются производством электроэнергии, а порядка 2/3 заняты исключительно передачей электроэнергии по магистральным и распределительным сетям и/или розничным сбытом электроэнергии. Однако многие коммунальные компании являются вертикально интегрированными структурами, совмещающими все перечисленные виды деятельности. Территориальные границы деятельности таких компаний зачастую не совпадают с административно-территориальным делением США. Их деятельность регулируется властями штатов (вопросы утверждения розничных тарифов) и федеральными властями (поставки электроэнергии через границы штатов).


4. К изменениям в антимонопольном регулировании относятся также упомянутые выше документы, устанавливающие правила подключения к передающим сетям и регламентирующие взаимоотношения коммунальных компаний со своими аффилированными структурами.
Эти и другие изменения в регулировании отрасли получили развитие в принятых в сентябре 2003 г. концептуальных документах - стратегическом плане министерства энер-гетики США и стратегическом плане FERC на 2003-2008 гг. Документ министерства энергетики касается прежде всего технологических аспектов развития электроэнергетики, в то время как план FERC в первую очередь обозначает институциональные и структурные преобразования. К намеченным направлениям и целям развития отрасли, касающимся реформирования электроэнергетики, относятся следующие:

создание региональных государственных комиссий (РГК), в функции которых должно входить планирование развития энергосистемы (прежде всего передающей сети) на уровне нескольких штатов, в том числе в рамках того или иного регионального оптового рынка. Создание данных структур позволит разработать единые, согласованные властями разных уровней, планы развития отрасли, охватывающие все энергосистемы страны;
формирование РПО/НСО во всех регионах США;
формирование конкурентных оптовых рынков электроэнергии, охватывающих всю территорию страны и основанных на унифицированных элементах, что позволит добиться совместимости моделей соседних рынков. Эти планы нацелены на укрупнение региональных рынков, чему должно способствовать технологическое развитие инфраструктуры и увеличение пропускной способности межсистемных связей, предусмотренные стратегическим планом министерства энергетики США;
модификация антимонопольного регулирования и практики регулирования цен, а также учет соображений ограничения монополизма при планировании и формировании модели рынков;
совершенствование порядка возмещения издержек инфраструктурным организациям с целью повысить инвестиционную привлекательность инфраструктуры и решить проблему нехватки инвестиций в сети;
повышение гибкости спроса на электроэнергию: обеспечение условий для оперативного (в ежедневном режиме) реагирования потребителей на изменение рыночных цен на электроэнергию;
снижение расходов потребителей на электроэнергию: за счет фактора формирования оптовых рынков планируется ежегодно экономить в среднем 2% от суммы расходов потребителей (учитывая масштабы электроэнергетики США, речь идет о десятках миллиардов долларов). Таким образом, меры, намеченные федеральным центром, фактически усиливают и делают более радикальными те ключевые направления реформы, которые осуществлялись до сих пор: разделение видов деятельности, развитие конкурентной среды, расширение и функциональное усложнение оптовых рынков электроэнергии и их стандартизация. Однако федеральная политика затрагивает не всю отрасль: вне федеральной юрисдикции остаются вопросы розничной торговли электроэнергией и разделения видов деятельности в части обособления естественномонопольной функции распределения электроэнергии от потенциально конкурентных функций (генерации, сбыта, ремонта и сервиса). Либерализация в этих сферах относится к компетенции властей штатов. Кроме того, следует учитывать довольно пестрый состав субъектов отрасли, которые подпадают под юрисдикцию различных регулирующих органов. Например, на уровне оптовых рынков вне ведения FERC находится большинство аспектов функционирования компаний, регулируемых другими федеральными органами власти (в частности, федеральных генерирующих компаний, на которых приходится 8% установленной мощности электроэнергетики страны, или крупной вертикально интегрированной государственной компании TVA).
В это же время на розничном уровне под юрисдикцию как регуляторов штатов, так и FERC не подпадают кооперативы, которые обслуживают более 10% конечных розничных потребителей электроэнергии.


Основные регулирующие органы в электроэнергетике США
Министерство энергетики США (Department of Energy - DOE) разрабатывает общую энергетическую политику, осуществляет надзор в области электроэнергетики, отвечает за поддержание надежности энергосистем, их экологической и экономической устойчивости.
В сферу полномочий Федеральной комиссии по регулированию энергетики (Federal Energy Regulatory Commission - FERC) входит регулирование торговли электроэнергией между штатами, а также услуг по передаче электроэнергии по высоковольтным сетям. С момента создания в 1977 г. основные усилия FERC были направлены на развитие оптовых рынков электроэнергии, а также на повышение надежности и эффективности энергосистем.
Регулирование электроэнергетики на уровне отдельных штатов осуществляется комиссиями по коммунальному обслуживанию (Public Utilities Commissions - PUCs), официальное название и полномочия которых различаются по штатам. В сферу компетенции региональных властей входит, как правило, регулирование розничной торговли (в пределах штата) и распределения электроэнергии, вопросы организации и деятельности (в пределах штата) коммунальных энергокомпаний.
Помимо государственных органов, важную роль в отрасли играет Североамериканский совет по надежности (North American Electric Reliability Council - NERC) - саморегулируемая некоммерческая организация, в которую входят представители всех сфер отрасли. К основным функциям NERC относятся выработка, согласование и контроль за соблюдением стандартов надежности, которые с недавних пор стали обязательными.


Такая сложная система регулирования в сочетании с ограниченностью полномочий государства затрудняет проведение согласованной политики либерализации отрасли.
В то же время кризисы отдельных региональных энергосистем, которые имели место в последние годы, заставляют скорректировать подходы к регулированию отрасли. С одной стороны, они вызвали настороженность властей отдельных штатов, которые в части своей компетенции пока не предпринимают реальных шагов по реформированию отрасли либо отложили их. С другой стороны, значительная часть регионов продолжает реформирование электроэнергетики, дополняя либерализацию оптового рынка, проводимую на федеральном уровне, либерализацией розничной торговли: реформа на региональном уровне уже осуществляется почти в половине штатов, еще порядка четверти регионов так или иначе рассматривают подобную возможность.


Справка
РПО были задуманы как выход из правового тупика: законодательство США не позволяет принудить собственников продать свои активы. РПО призваны добиться от вертикально интегрированных энергокомпаний фактического разделения по видам деятельности и недискриминационного доступа к сетям. РПО представляет собой юридическое лицо, которому дано право управлять сетями, хотя они могут не принадлежать ему на правах собственности. По функциям РПО наиболее близки к тем независимым системным операторам, которые возникли в ряде стран в процессе реформирования электроэнергетики. Но в дополнение к этому РПО осуществляют перспективное планирование развития инфраструктуры, причем предписания РПО в отношении инвестиций в сети носят обязательный характер для собственников инфраструктуры, что является важным условием развития межсистемных соединений.
РПО должны быть: независимыми от субъектов рынка, иметь региональный масштаб деятельности и реальные полномочия по управлению инфраструктурой, нести ответственность за надежность энергосистемы. Среди основных функций РПО установление тарифов на передачу электроэнергии, управление загрузкой сетей, предоставление системных услуг, обеспечение функционирования системы OASIS, мониторинг рынка электроэнергии, координация перетоков электроэнергии между регионами.
В долгосрочные планы федеральной власти входит постепенное объединение магистральных сетей США в несколько мега-РПО для устранения исторически сложившейся раздробленности и региональной автаркии энергосистем.

ЧИТАЕМ И ИЗУЧАЕМ!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sattana
Звезда
Звезда


Зарегистрирован: 02.05.2006
Сообщения: 290
Откуда: Иванисово

СообщениеДобавлено: Пн Июн 26, 2006 10:34 pm
СообщениеЗаголовок сообщения:
Ответить с цитатой

ЧИТАЙТЕ,ЕСЛИ КОНЕЧНО НЕ СОЙДЁТЕ С УМА! Twisted Evil
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Elf



Зарегистрирован: 13.08.2003
Сообщения: 709
Откуда: водичка-то?

СообщениеДобавлено: Вт Июн 27, 2006 11:25 am
СообщениеЗаголовок сообщения:
Ответить с цитатой

и нахрена? Shocked
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ленинъ
старый пират


Зарегистрирован: 09.04.2006
Сообщения: 2543

СообщениеДобавлено: Вт Июн 27, 2006 11:30 am
СообщениеЗаголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Просто Сатана пытается показать, что его интересует не только "злостный бодибилдинг", но ещё и электроэнергетика США вплоть до 1970-х годов... Под столом! Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Список форумов Ногинск - Неофициальный Сайт Ногинского Района (hchp.ru) -> История, общество и политика Часовой пояс: GMT + 3
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.
Страница 1 из 1
Перейти:  

 
Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


phpBB
Template by Style

Яндекс цитирования  M M M-100